Любовь Оберт

статья из книги Бавина С., Семибратовой И. «Судьбы поэтов серебряного века»
Судьба поэта
ко дню рождения Сергея Есенина
3 октября 2018 г. исполняется 123 года со дня рождения талантливого, народного, всемирно известного российского поэта серебряного века – Сергея Александровича Есенина.

О поэте
Сергей Есенин родился в деревне Константиново Рязанской губернии в крестьян­ской семье, и это многое определило в его творчестве.

Рязанская земля с ее голубыми далями и синью реки навсегда осталась в сердце поэта — и «низкий дом с голубыми ставнями», и деревенский пруд, в котором, «отражась, березы ломались», и светлая печаль родных полей, и «зеленая прическа» молодой березки, и вся родная «страна березового ситца». Он сделал предметом поэзии даже самые прозаические детали деревенского быта.
Сергей Есенин. Документальный фильм
Россия, киностудия "Кварт", режиссер Сергей Тютин
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи.
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
(«В хате», 1914)
Есенин учился сначала в Константиновском земском училище, а по окончании его — в учительской школе в Спас-Клепиках. Его первые стихотворные строки ложились в школьную тетрадь. Крестьянский мальчик от рождения был наделен художественным даром и вкусом — образцами для него и вдохновителями были Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов. И, конечно, народные песни (Есенин любил слушать, как поет его мать).
В 1912 г. Есенин приехал в Москву; этот период ознаменован приобщением к литературной среде. Есенин работает корректором в типографии И. Д. Сытина, посещает Суриковский литературно-музыкальный кружок, жадно пополняет образование в Народном университете им. А. Л. Шанявского. По словам А. Изрядновой, первой жены поэта, познакомившейся с ним в типографии Сытина, он «все свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы, нисколечко не думая, как жить».

Сергей Есенин (второй слева в верхнем ряду) среди работников типографии Товарищества И. Д. Сытина. На переднем плане (сидит) Анна Изряднова Москва. 1914
В 1914 г. в журнале «Мирок» появилось первое опубликованное стихотворение Есенина «Береза», подписанное псевдонимом «Аристон». Загадочный псевдоним взят, очевидно, из стихотворения Г. Р. Державина «К лире»:
Кто Аристон сей младой?
Нежен лицом и душой,
Нравов благих преисполнен?
В дальнейшем Есенин подписывал свои произведения подлинным именем.

Выход в большую литературу
«Блока я знал уже давно,— но только по книгам,— вспоминал Есенин позднее.— Был он для меня словно икона, и… я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу»
Cреди знакомых Есенина можно встретить начинающих поэтов — Д.Н.Семеновского и В.Ф.Наседкина (последний затем женился на сестре Есенина). Но Есенин чувствует потребность выхода в большую литературу, мечтает о встрече с первым поэтом России — Александром Блоком. «Блока я знал уже давно,— но только по книгам,— вспоминал Есенин позднее.— Был он для меня словно икона, и… я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, а дал себе зарок: идти к нему прямо домой. Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, привез вам свои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете, так и будет». В дневнике Блока 9 марта 1915 г. появилась запись: «Днем у меня рязанский парень со стихами, Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».

Есенин всегда с благодарностью вспоминал об этой встрече, считая, что именно «с легкой блоковской руки» началась его литературная дорога. Блок снабдил Есенина рекомендательными письмами. Одно из них было адресовано поэту С.М. Городецкому, который так вспоминал об этой встрече: «С первых же строк мне стало ясно, какая радость пришла в русскую поэзию».
Сергей Александрович Есенин и Сергей Митрофанович Городецкий. 1915 год.
Есенин и Клюев. Петроград. 1916.
Городецкий познакомил Есенина с поэтом Николаем Клюевым, сложные отношения с которым — от тесной дружбы до неприятия — определил многое в судьбе Есенина. В некоторых воспоминаниях о поэте, в романе О. Форш «Сумасшедший корабль» Клюев предстает лицемерным человеком, сыгравшим отрицательную роль в жизни Есенина. Но нельзя забывать, что это был выдающийся мастер самобытного языка, редкий знаток русского Севера. Связывала двух поэтов прежде всего любовь к крестьянской России, деревенскому укладу, народной поэзии. В стихотворении «О Русь, взмахни крылами» (1917) Есенин видит свое значение в продолжении традиций Кольцова — «старшего брата», и Клюева — «среднего брата», «одетого светом».
В 1915—1916 гг. Есениным были созданы многие замечательные стихотворения: «Край любимый! Сердцу снятся...», «Ты поила коня из горстей в поводу...», «В хате», «Сыплет черемуха снегом...», «Корова», «Устал я жить в родном краю...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «О красном вечере задумалась дорога...» и ряд других, в которых нашли подлинно поэтическое выражение важнейшие черты лирики Есенина: трепетная любовь к России и к родной Рязанщине, милосердие, чувство общности со всем живым на земле.
В 1916 г. вышел в свет включающий стихи этих лет первый сборник «Радуница», в котором поэту заявить о себе в полный голос.

В автобиографии Есенин заметил, когда появилась его первая книга «Радуница», «о ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант».
К раннему периоду творчества относятся две поэмы — «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912) и «Марфа Посадница» (1914). Есенин в работе над первой поэмой опирался на памятник древнерусской литературы «Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г.», а также, очевидно, широко использовал народные сказания, легенды, предания, бытовавшие на родине поэта. Поэт демократизировал своего героя, рязанского воеводу, — в «Повести…» Евпатий — княжеский дружинник, у Есенина — силач-кузнец, человек из народа. В поэме «Марфа Посадница» поэт обратился к драматическим событиям последних дней Новгородской республики (XV в.), когда новгородские бояре противодействовали политике Ивана III, стремившегося создать единое русское государство. Марфа Посадница выступает в поэме как мужественная поборница новгородской вольницы. В основу поэмы Есенин положил народно-поэтическое предание, использовал стилистику фольклора:
Ты шуми, певунный Волхов, шуми,
Разбуди Садко с Буслаем на торгаш!
Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
Ой ты, Новгород, родимый наш!

Воинствующий патриотизм
Начавшаяся империалистическая война была воспринята Есениным как подлинная трагедия народа. В стихотворении «Русь» (1914) передана тревожная атмосфера пришедшей в деревню беды:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны.
Машет саваном пена с озер.
****************************
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
«Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму... У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему "гром победы, раздавайся", но поэт может писать о том, с чем он органически связан»
В 1916 г. Есенин был призван в армию, но в боевых действиях не участвовал — служил санитаром в Царском Селе.

Сразу же после Февральской революции он оставил армию, дезертировал, уехав в родную деревню.

Октябрьскую революцию поэт принял, но, по его же словам, «с крестьянским уклоном». Стремясь отозваться на революционные события, он обращается к мифологии, библейским легендам, что нашло отражение в его богоборческих и космических стихотворениях и маленьких поэмах: «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918).

Поэт не скрывает своего ликования, наблюдая крушение старого мира, в порыве радости порывает с традиционными религиозными верованиями, но при этом широко использует религиозную лексику. Конкретная действительность, реальные события отягощены у него неожиданными метафорами, библейскими образами, туманными символами. И в то же время отчетливо прослеживается и «крестьянский уклон». Так, в «Инонии» (что значит — иная страна) поэт воспринимает будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия:
В синих отражаясь затонах
Далеких моих озер,
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор.

Вижу нивы твои и хаты,
На крылечке старую мать;
Пальцами луч заката
Старается она поймать.
**********************
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!
«Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому»
Однако довольно скоро Есенин начал понимать: ни космической революции, ни мужицкому раю не суждено осуществиться. В одном из писем поэта 1920 г. читаем: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому». Эти настроения не только не исчезли со временем, но усугублялись. По словам одного из друзей поэта, Есенин при встрече с ним «говорил о том, что все, во что он верил, идет на убыль, что его "есенинская" революция еще не пришла, что он совсем один».

Имажинизм
Окруженный многочисленными приятелями, Есенин по существу всегда был одинок. Недолго продержался и его союз с имажинистами (от слова image, что значит образ). Имажинисты, крупнейшим представителем которых был Есенин, выступили после революции с манифестом, где ставили во главу угла художественный образ как самоцель искусства. Есенин вначале видел в имажинизме своеобразную школу мастерства. «Ты понимаешь,— говорил он одному из друзей,— какая великая вещь и-мажи-низм! Слова стерлись, как старые монеты, они потеряли свою первородную поэтическую силу. Создавать новые слова мы не можем. Словотворчество и заумный язык — это чепуха. Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы, имажинисты».

В чем-то поиски имажинистов совпали с позицией Есенина. Задолго до возникновения имажинизма он многого достиг в работе над словом, над использованием метафоры. «Нет, я не примкнул к имажинистам,— писал он,— они наросли на моих стихах». Доказательством справедливости этих слов может служить раннее стихотворение 1910 г.:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Есенину были чужды формалистические выверты, акробатика слова, характерные для имажинистов. Он расширял значение слова, но никогда не терял его смысла, полагая, что самое важное — поэтическое мироощущение. Поэтому уход из группы В. Шершеневича, А. Мариенгофа и других имажинистов был неизбежен. В статье «Быт и искусство» Есенин писал: «У собратьев моих нет чувства родины, во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния».
Любовь к Родине
«Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине...»
Высшим смыслом, стержнем лирики Есенина явилась тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве»,— говорил поэт.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину,—
повторял он, как заклинание.

В многозвучии поэзии Есенина можно выделить самую главную проникновенную мелодию, в которой слились свободолюбивая мысль и нежное чувство:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»,
(«Гой ты, Русь, моя родная,..», 1914)
Есенина часто упрекали в том, что понятие родины было связано для него с крестьянским миром, что его охватывала печаль, когда он видел, как рушатся вековые устои деревенской жизни, как деревянная Россия отступает перед натиском железного города. Сам Есенин называл себя «последним поэтом деревни», хотя искренно стремился постигнуть и воспеть «вздыбленную» революцией Русь.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
(«Русь уходящая», 1924)
Яркий образ Руси уходящей дал Есенин в стихотворении «Сорокоуст» (1920). Историю его создания раскрыл сам поэт: «Трогает меня... только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Вот Вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок, так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...»
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях
бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.

Любовная лирика
Значительное место занимает в творчестве Есенина любовная лирика. Здесь прежде всего хотелось бы назвать цикл стихотворений 1923 г., посвященный актрисе Августе Миклашевской: «Заметался пожар голубой...», «Ты такая ж простая, как все...», «Пускай ты выпита другим...», «Дорогая, сядем рядом...», «Мне грустно на тебя смотреть...», «Ты прохладой меня не мучай...», «Вечер черные брови насопил...».

В этих стихах встает облик близкой его сердцу милой женщины, ради которой поэт готов изменить свою жизнь. Только она может спасти его, увести от мнимых, губящих поэта «друзей», от ресторанной «кабацкой хмари»:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
*****************************
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Глубоко поэтичен лирический цикл Есенина «Персидские мотивы», написанный во время пребывания поэта на Кавказе в 1924—1925 гг. («Улеглась моя былая рана...», «Я спросил сегодня у менялы...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Ты сказала, что Саади...», «Никогда я не был на Босфоре...», «Воздух прозрачный и синий...», «В Хорасане есть такие двери...», «Голубая родина Фирдуси...», «Глупое сердце, не бейся!..» и др.— всего 15 стихотворений). В этих стихах отразились душевные искания лирического героя, стремящегося обрести покой и счастье в любви прекрасной персиянки, и восхищение «голубой и прекрасной» страной Востока, ее природой и музыкой, и светлая грусть от того, что красивый Шираз не изгладит воспоминаний о родных рязанских раздольях и воспоминания о далекой северянке, которую не может забыть поэт.

Поэмы
Особо следует сказать о крупных поэтических произведениях Есенина. В драматической поэме «Пугачев» (1921) поэт создал образ романтизированного мужицкого бунтаря. И хотя Есенин изучил ряд исторических источников, хорошо знал художественную литературу о восстании крестьян, совершил поездку в Самару, в оренбургские степи, он в поэме не стремился к исторической достоверности. Есенин часто читал отрывки из «Пугачева», описание одного из таких чтений оставил восхищенный М. Горький: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувств, такой совершенной выразительностью».

Поэма «Анна Снегина» (1025) во многом автобиографична. Лето 1918 г. Есенин провел в селе Константиново, и его впечатления нашли отклик в поэме. Но охват событий в поэме гораздо шире. Поэт возвращается к годам империалистической войны, пишет о деревне, взбудораженной Октябрем, рисует картины социальной борьбы. В эту широкую историческую тему входит лирическая струя. Поэт рассказывает о встрече с той, кого раньше любил:
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Под поэмой «Черный человек» стоит дата: «14 ноября 1925» — немногим более месяца оставалось жить поэту. Поэма, по признанию ее автора, написана под влиянием маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (где, как известно, пришедший к Моцарту незадолго до его смерти черный человек заказывает композитору реквием).

И в «Черном человеке», и в последнем предсмертном стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Есенин обращается к неизвестному другу, имя которого не могут назвать ни исследователи, ни те, кто был близок поэту в последние годы. Может быть, это его обращение адресовано читателю-другу? Смерть поэта, едва достигшего тридцатилетия, создавшего в последний год жизни ряд поэтических шедевров, ехавшего из Москвы в Ленинград с мыслью о дальнейшем творчестве, ошеломляет. И в то же время читатель, внимательно читающий стихотворения Есенина год за годом, видит, как часто поэт обращался к вопросу о смерти, как бы «программируя» трагический финал собственной судьбы, предрекая и предчувствуя свой ранний уход.

Вестники трагической судьбы
1916 год, стихотворение «Устал я жить в чужом краю...»:
И вновь вернуся я в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И не обмытого меня
Под лай собачий похоронят.
1920 г., строфы стихотворений «По осеннему кычет сова...» и «Я последний поэт деревни...»:
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
1923 г., строфы стихотворения «Мне осталась одна забава…»:
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,—
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие и благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Особенно часто обращается поэт к мысли о скорой смерти в 1924 и 1925 гг. Приведем лишь некоторые строфы:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
1924

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
(«Письмо матери», 1924)

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.
Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах,
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.
(«Гори, звезда моя, не падай...», 1925)

Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай.
Хладеет кровь, ослабевают силы.
Но донесу, как счастье, до могилы
И волны Каспия, и балаханский май.
(«Прощай, Баку! Тебя я не увижу», 1925)
Смерть для Есенина, судя по его стихам, не переход в мир иной, в загробную жизнь (в одном из стихотворений 1923 г. есть строки: «Стыдно мне, что я в бога верил,/Горько мне, что не верю теперь»). Поэт, видевший в собаке, корове, жеребенке «братьев наших меньших», одухотворявший природу, находил, что смерть человека — горестный, но естественный уход, тот переход, который постоянно совершается в природе. Не случайно мотив прощания с жизнью связывается у Есенина с осенью.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире
странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой.
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных
напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
(«Отговорила роща золотая...», 1924)
Один из современников вспоминал о вечере 1924 г., где выступал Есенин: «Стихи его ударяли по сердцам лихостью отчаяния, бились безысходной нежностью и безудержной решимостью защищать кулаками и кровью свое право на печаль, песню и гибель».

Жизнь поэта трагически оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря 1925 г.
В последние два-три года был опубликован ряд материалов, авторы которых утверждают, что Есенин не кончил жизнь самоубийством, как до этого считалось, а был убит. Высказывалось предположение, что это было политическое убийство: стремящийся приветствовать новую жизнь, но оставшийся певцом деревянной России, душой болеющий за крестьянство, воспевавший сельский быт, сочувствующий красногривому жеребенку, вступившему в соревнование с бездушной машиной,— такой поэт, конечно, не мог получить признание в эпоху индустриализации, раскрестьянивания деревни, наступления на кулака и т. д. Известно, что вскоре после смерти поэта появились «Злые заметки» Н. Бухарина, а также статьи ряда ортодоксальных марксистов, обличающих Есенина. В результате наследие поэта на долгие годы оказалось под негласным запретом: книги его не издавались, а сам он получил ярлык «идеолога кулачества», пессимиста, певца богемы и т. д. Эти времена остались в прошлом. В настоящее время существует много изданий Есенина и большая, в том числе мемуарная, литература о нем. Происшедшие в нашей стране перемены последних лет позволят читателю взглянуть на творчество Есенина непредвзято, самому убедиться, насколько его боль и опасения были оправданы. И отдать должное поэту, который сказал о себе:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Тайна смерти Есенина. Документальный фильм
НТВ "Дело темное", Вениамин Смехов
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website